Бизнес не может существовать без правил, а тем более эффективно функционировать. Почти все владельцы бизнеса расслабляются, когда слышат эти слова. Они считают, что их компании работают по правилам и им не за что волноваться. Но проблема в том, что эти правила не прописаны. А если нет документа, то нет и пунктов, которые нужно выполнять. Среди владельцев малого и среднего бизнеса всего 10% прописывают и документируют в своих компаниях внутренние «законы». А процент компаний, где сотрудники знакомы с настоящим документом и придерживаются его, еще меньше.
Почему отсутствие правил опасно для бизнеса
Да, огромная часть компаний существует без правил и при этом все равно достигает своих показателей. Более опытные сотрудники устно рассказывают новичкам о том, как у них в коллективе принято взаимодействовать. Совсем небольшой бизнес действительно может себе это позволить. Но как только владелец решит развиваться и расширять коллектив, он почувствует все сложности. Дело в том, что без прописанных правил владелец никоим образом не может повлиять на своих работников:
— изменить правила;
— наказать сотрудников, если они их не выполняют;
— просто обязать команду их придерживаться.
Пока правила существуют только на словах, сотрудники не считают нужным их выполнять. И они правы – их никто не обязывал.
Но что такое правила? Это – идеология владельца. Как он сделает бизнес таким, каким его задумал, если не транслирует свои основные принципы коллектива? Как он сохранит дисциплину и избежит возмущения по поводу любых нововведений?
Ответ – никак. По крайней мере, пока документ с правилами не появится материально. Дальше сотрудники решают, готовы ли они согласно ним работать. Если нет, им следует подыскать другую компанию с соответствующей политикой.
Как оформить корпоративные правила
Речь не об инструкциях о том, как брать отгул или больничный. Корпоративные правила охватывают все аспекты взаимодействия между коллегами:
— как принимать задания и ставить задачи;
— как планировать свое время;
— как общаться с коллегами и руководством;
— как относиться к своей работе.
Рекомендуется оформить такой большой документ особым образом – в виде правил, принципиальных парадигм работы компании. Пунктов может быть сколько угодно — столько, чтобы поддерживать здоровый температурный режим в компании.
Вот некоторые из них:
«Сообщай не только о проблеме, но и о возможных путях ее решения»;
«Каждая задача должна иметь срок и конечную цель. Руководитель не сказал? Обязательно узнай сам»;
«Занимайся самообучением, работай над своими навыками, становись профессионалом»;
«Отвечай ровно столько раз, сколько задают вопросов. Руководитель не задает риторических вопросов»;
«Чаще благодари и хвали окружающих коллег, дилеров и клиентов».
Свод корпоративных правил необходим компании. Но не ради галочки. Сотрудники действительно должны знать и выполнять их. Без этого даже самые справедливые правила не имеют никакой силы. С прописанными и утвержденными правилами, принципами и парадигмами, компания работает согласованно. И главное – она готова к развитию и росту.